Открытый интегрированный урок посвященный Всероссийской переписи населения в России |

15.11.21 в Центральном корпусе Электростальского колледжа для студентов 1 и 2 курсов был проведен открытый интегрированный урок по литературе, истории и обществознанию, посвященный Всероссийской переписи населения в России.
Урок подготовили преподаватели Караульщикова Е.А., Воробьева С.А., Ермакова О.О.
Студенты обсудили, почему переписи населения придаётся большое общегосударственное значение, а участие всех жителей страны является важным условием развития демократического общества; как изменились задачи, содержание и методы проведения и обработки результатов переписи в современных условиях.
На литературной части урока студенты узнали о собственной переписи А. П. Чехова на о. Сахалин . За 3 с небольшим месяца писатель заполнил свыше 10 000 карточек ссыльных. После этого им была издана книга “Остров Сахалин”, которая косвенным образом повлияла на привлечение внимания властей и ряду существенных реформ в пользу каторжан.
Во время краткого исторического экскурса студенты ознакомились с интересными фактами о проведении Всероссийских переписей населения, начиная с 1897 года до наших дней:
– Николай II в графе «род занятий» скромно указал: «хозяин земли русской»
– по материалам переписи 1897 г. В европейской части России продолжительность жизни у мужчин была 27, 5 года, а у женщин в среднем по России- 40 лет.
– Сразу же после установления Советской власти В.И.Ленин заявил «Социализм-это учет».
-Результаты переписи 1937 г были засекречены, т.к. не оправдали ожиданий властей на прирост населения. Поэтому была проведена внеплановая перепись 1939 г.
– Последняя перепись в СССР проводилась 12 января 1989 г. Население страны составляло 286.7 млн. человек.
Подводя итоги, студенты совместно с преподавателями, смогли сделать вывод, что в процессе переписи населения собирается уникальная информация о социально-демографической структуре населения, которая в настоящее время становится основой для разработки новых и корректировки существующих программ социально-экономического развития российских регионов, дает возможность обосновать необходимость появления приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития агропромышленного комплекса, ложится в основу эффективных управленческих решений, принимаемых на всех уровнях власти – от федерального до муниципального.
Без материалов переписи в сочетании с соответствующими данными текущей статистики было бы невозможным получение достаточной информации об уровне заболеваемости населения, в том числе по отдельным возрастно-половым группам, а, следовательно, и оценке потребностей в качественной медицинской помощи, в частности, в строительстве высокотехнологичных медицинских центров и многое другое.